Какие такие «иные» правила продажи алкоголя?

inoe

В 2014 году у розничных продавцов алкоголя прибавилось головной боли – увеличение штрафов за нарушение норм закона о продаже алкоголя, постоянные изменения в порядке представления алкогольных деклараций, ужесточение лицензионных требований и целая группа новых законов о продаже алкоголя на стадии принятия в Госдуме. Не дремлют и проверяющие, которые активно применяют новые штрафы, способные привести небольшой бизнес к финансовому краху. В таких условиях особенно важно обращать внимание даже на самые незначительные формулировки закона о продаже алкоголя. Сегодня хотелось бы остановиться на очень сложной для понимания обывателя норме — часть 3 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях. Данной нормой установлен достаточно высокий штраф за нарушение «иных» правил продажи алкоголя. Что значит «иные» правила продажи алкоголя, за нарушение которых бизнес может получить штраф в размере 100 тысяч рублей? Ответ читайте в нашей статье.

«Иные» правила продажи алкоголя согласно закону № 171-ФЗ

Несомненно, первоочередным источником «иных» правил продажи алкоголя является главный закон о госрегулировании алкогольного рынка № 171-ФЗ, а именно его 16 статья «Особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции».

Пункт 2 данной статьи указывает, что федеральным законом о продаже алкоголя установлен запрет на торговлю спиртным в детских и образовательных учреждениях, в медицинских организациях, на спортивных и военных объектах, на всех видах общественного транспорта и автозаправочных станциях, на оптовых и розничных рынках, и, наконец, в местах массового скопления граждан. Важным замечанием является запрет на продажу алкоголя на прилегающих к вышеуказаyным объектам территориях. Кроме того, установлен запрет на продажу алкоголя в нестационарных торговых объектах.

Отдельно необходимо отметить, еще одно важное «иное» правило продажи алкоголя –время его продажи. В общем порядке на территории РФ запрещено продавать алкоголь с 23 часов вечера до 8 утра следующего дня по местному времени.

Все вышеназванные запреты на продажу алкоголя федерального значения, могут быть уточнены региональными властями. В этой связи, каждому бизнесмену настоятельно рекомендуется после изучения запретов на продажу алкоголя, установленных для всей страны, изучить региональный закон о продаже алкоголя. Как правило, местные чиновники устанавливают свое время продажи алкоголя, а так же уточняют порядок определения границ территорий, на которых запрещена продажа алкоголя.

«Иные» правила продажи алкоголя в подзаконных актах

Информации об «иных» правилах продажи алкоголя, указанных в 16 статье главного закона о госрегулировании алкогольного рынка № 171-ФЗ, в свободном доступе достаточно много. Однако многие не знают, что на территории РФ действует еще ряд запретов на продажу алкоголя, которые скрыты в нормативно-правовых актах Правительства РФ.

Бизнес о данных запретах не знает, а контролирующие органы охотно назначают за их несоблюдение штраф. Несмотря на то, что достаточно часто решение проверяющих можно оспорить в Арбитражном суде, который, скорее всего, признает правонарушение малозначительным, трепать себе нервы зазря не будем.

Рассмотрение данной категории «иных» правил продажи алкоголя начнем с Постановления Правительства РФ от 19 января 1998 года N 55, которым утверждены Правила продажи отдельных видов товаров. В общем порядке данный документ призван регулировать отношения между продавцом и покупателем.

Лицензию должны увидеть!

Пункт 10 Правил продажи отдельных видов товаров обязывает всех продавцов доводить до сведения покупателей информацию о наименовании магазина, месте его нахождения и времени работы. При этом, если продавец осуществляет лицензируемую деятельность, то он также обязан разместить в удобном для ознакомлении месте, информацию о номере и сроке действия лицензии, а так же госоргане, ее выдавшем.

Розничная продажа алкоголя является лицензируемом видом деятельности, а, следовательно, в магазине с алкоголем на прилавке, должна быть размещена информация о действующей лицензии на продажу алкоголя. Ее отсутствие является основанием для применения контролирующими органами штрафа в соответствии с пунктом 3 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях.

Представить сопроводительную документацию обязан!

Еще одним важным положением Правил продажи отдельных товаров является пункт 11, который обязывает продавцов по первому требованию покупателя представить товарно-сопроводительную документацию на товар. Согласно закону о продаже алкоголя № 171-ФЗ торговля спиртным без сопроводительной документации запрещена. В случае непредставления данной информации покупателю, он может сообщить об этом в контролирующие органы, которые на законных основаниях самостоятельно придут и проверят наличие товарно-сопроводительных документов на алкоголь. При их отсутствии «иные» правила продажи алкоголя трансформируются в штраф, установленный уже частью 2 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно данной норме продажа алкоголя без сопроводительных документов карается штрафом в размере от 200 до 300 тысяч рублей с конфискацией спиртного без обязательных документов, сопровождающих продажу алкоголя.

Проверить подлинность марки!

Не менее важным является пункт 33 Правил продажи отдельных товаров, обязывающий продавцов алкоголя до подачи спиртных напитков в торговый зал визуально проверять наличие федеральных специальных и акцизных марок на алкоголе, а так же их подлинность с помощью информационного ресурса «Проверка марок», размещенного на официальном сайте Росалкогольрегулирования.

Согласно закону о госрегулировании алкогольного рынка № 171-ФЗ обязательной маркировке в РФ подлежит алкогольная продукция за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи. При этом, на продукцию, произведенную в РФ, наносятся федеральные специальные марки, а на ввозимую на территорию РФ — акцизные марки.

Важным для сведения продавцов алкоголя является пункт 6 статьи 12 закона о госрегулировании алкогольного рынка № 171-ФЗ, который устанавливает ответственность текущего владельца алкоголя за правильность и подлинность федеральных специальных и акцизных марок на спиртном. Однако, продажа алкоголя с нарушением порядка маркировки согласно части 4 статьи 15.12 Кодекса об административных правонарушениях классифицируется отдельно. За данное правонарушение установлен более высокий штраф – от 200 до 300 тысяч рублей с конфискацией «сомнительного» алкоголя. Кроме того, если проверяющие докажут в суде факт продажи алкоголя с поддельными марками, то это будет основанием для аннулирования лицензии.

Таким образом, в законодательстве РФ имеется четкая связь между «иными» правилами продажи алкоголя, и очень даже конкретными, нарушение которых может привести не только к штрафу, но и к принудительному аннулированию алкогольной лицензии.

Алкоголь — только в магазине и в присутствии покупателя!

В определении границ «иных» правил продажи алкоголя, определенный интерес вызывают Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 года N 612. Дистанционным способом признается продажа товара на основании ознакомления покупателя с описанием продукта, содержащегося в каталогах, буклетах, на сайтах в интернете и т.д.

Согласно пункту 5 данных правил, продажа алкоголя дистанционным способом в РФ запрещена. В этой связи, деятельность владельцев сайтов и распространителей буклетов/каталогов, предлагающих купить алкоголь с доставкой на дом в любое время суток, находится вне правового поля, а их организаторам грозит штраф в размере до 100 тысяч рублей по части 3 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях.

Где предел границ «иных» правил продажи алкоголя?

К сожалению, законодательством не предусмотрен полный перечень «иных» правил продажи алкоголя. Как видно из настоящей статьи, много «иных» правил продажи алкоголя скрывается в подзаконных актах, которые очень часто перекликаются с правилами продажи алкоголя, уже не вписывающимися в границы категории «иные».

Рекоммендуем:

Влияние алкоголя на здоровье человека в 2013 году
Антиалкогольная кампания современной России
Возврат госпошлины при отказе в выдаче лицензии на алкоголь
Нужен ли россиянам запрет на продажу алкоголя ночью?
Актуальные проблемы регулирования алкогольного рынка в 2014 году
Реклама алкоголя в 2014 году – действующие требования и предстоящие из...
Учет госпошлины на алкоголь при исчислении налога на прибыль
Розничная продажа этилового спирта вне закона
Вести журнал учета продажи алкоголя следует с 1 июля 2015 года
Про удорожание алкогольного бизнеса в 2015 году
Уголовная ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним обрел...
ГЛОНАСС – система мониторинга, отвечающая требованиям частных и корпор...

После статьи остались вопросы? Задайте вопрос нашим юристам!

Loading…



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *