Использование наименования места происхождения товара для алкогольной продукции в России

nmptglav

Регистрация наименования места происхождения товара (нмпт) для участников алкогольного рынка является актуальным вопросом. В условиях роста конкуренции, алкогольная продукция, имеющая зарегистрированное нмпт, получает более высокую оценку потребителей и, соответственно, ценится выше аналогов. На сегодняшний день Росалкоголь наделен полномочиями по выдаче заключений для регистрации наименования места происхождения товара по алкоголю, которое в обязательном порядке необходимо приложить к заявке в Роспатент. Разберемся в тонкостях нового направления по обеспечению права индивидуализации алкогольной продукции.

 Что такое наименование места происхождения товара?

Главной целью регистрации нмпт товара является информирование потенциальных потребителей об особенностях технологии производства продукта и его определенных вкусовых качествах, которые имеют четкую историческую и культурную связь с конкретной географической территорией. Как правило, в качестве наименования места происхождения товара используется «известный в народе» географический объект. Обладатель зарегистрированного нмпт может использовать его на упаковках и этикетках продукции. Кроме того, разрешена индивидуализация товара на документации (бланки, счета и т.д.), в СМИ, рекламе и интернете, в том числе для использования доменного имени официального сайта.

Практика использования наименования места происхождения товара

На сегодняшний день мировая практика имеет богатый опыт регистрации и эффективной коммерциализации нмпт. Для алкоголя наименование места происхождения товара регулируется регламентом Европейского союза № 479/2008 от 29 апреля 2008 года, который так же предусматривает общий порядок организации алкогольного рынка в ЕС. Российская Федерация следует данным тенденциям, о чем говорит участие в соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности trips (трипс), заключенное 15 апреля 1994 года в городе Маракеш. Вместе с тем, для алкогольного рынка России  использование нмпт является сравнительно новым правом индивидуализации продукции. Наиболее известными в мире примерами использования наименования места происхождения товара для алкогольной продукции является шампанское, бургундские вина, портвейн и коньяк. Самыми яркими примерами алкогольного нмпт в России является «шампанское Абрау-Дюрсо» и «Русская водка».

Правовое регулирование использования наименования места происхождения товара в России

Нормативно-правовая база использования нмпт в Российской Федерации закреплена в 3 параграфе 76 главы 7 раздела 4 части Гражданского кодекса. Защита права на наименование места происхождения товара обеспечивается с момента его регистрации, которую осуществляет Роспатент. На сайте ведомства создана электронная база данных «Единый реестр российских наименований мест происхождения товаров», где можно ознакомится со всеми действующими на территории России правами индивидуализации продукции в режиме «online». После регистрации обладателю выдается свидетельство об исключительном праве на нмпт, срок которого составляет 10 лет. Для получения права на использование наименования места происхождения товара для алкоголя, производство которого связано с конкретной географической территорией в границах Российской Федерации, соискатель помимо заявления обязан представить в Роспатент заключение, подтверждающее законное производство алкогольной продукции на данной территории. До недавнего времени данные заключения выдавало Министерство сельского хозяйства. В 2010 году полномочия по выдаче заключений, прилагаемых к заявлению на государственную регистрацию наименования места происхождения товара по крепкому алкоголю были переданы в Росалкоголь. Далее, в 2012 году Росалкоголь получил от Минсельхоза обязательство выдавать данные заключения и по пиву.

Отличие наименования места происхождения товара от товарного знака

Многие считают регистрацию товарного знака и нмпт идентичными понятиями. Между тем, товарный знак и наименование места происхождения товара отличается по одному важному признаку. Так, исключительного права на использование нмпт нет, а, следовательно, его нельзя продать или передать другому лицу. В связи с этим, несколько производителей могут зарегистрировать и законно использовать наименование места происхождения товара на алкоголь одновременно.

К сожалению, необходимо отметить, что сегодня отечественные производители алкоголя используют право на индивидуализацию своей продукции крайне редко. Действующих правообладателей среди отечественных производителей алкоголя можно посчитать «на пальцах одной руки»! Во многом это связано с банальным незнанием алкогольным бизнесом своего законного права зарегистрировать наименование места происхождения товара. Желающие стать правообладателем отказываются от этого, в связи с наличием ряда административных барьеров в Росалкоголе и  Роспатенте. Однако, как это было отмечено выше, законное размещение на этикетке информации о наименовании места происхождения товара, делает продукцию узнаваемой и востребованной, по сравнению с аналогами, у потребителей.

Рекоммендуем:

Перспектива введения ЕГАИС в организациях розничной и оптовой торговли
Последствия употребления алкоголя во время беременности
Если вы решили организовать производство пива в 2014 году
Последствия уклонения от оплаты административного штрафа в 2014 году
Контрольно кассовая техника при продаже алкоголя в 2014 году
Интервью: Закон о лицензировании пивоварения
Розничная продажа этилового спирта вне закона
Минимальная цена на водку в 2015 году будет снижена!
Про удорожание алкогольного бизнеса в 2015 году
Уголовная ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним обрел...
Изменения в законодательстве о рекламе алкоголя в 2015 году
ГЛОНАСС – система мониторинга, отвечающая требованиям частных и корпор...

После статьи остались вопросы? Задайте вопрос нашим юристам!

Loading…




Комментарии к статье
  1. Dalprodukt

    НМПТ не является актуальной только для алкогольного бизнеса. Ярким примером является масло Бологодское, напиток Нарзан, Боржоми и т.д. Тема достаточно интерессная и самое главное востребованная. Про барьеры в РАР и роспатенте не соглашусь.

  2. Арсен

    В россии отсутствует механизм защиты прав индивидуализации товаров (не на бумаге а в реальности). Был бы производителем, заморачиваться не стал уж точно!!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *